Конкурсные задания для группы "Белок" (9-11 классы)

При выполнении заданий можно пользоваться любыми источниками информации, однако сам ответ должен быть оригинальным, т.е. составленным вами. Возможно до 15% цитирования, оформленного по правилам цитирования, с указанием на источник. Желаем удачи!

""
1
Часть 1: Информация об участнике
Часть 2. Мотивационный блок
Часть 3: Конкурсные задания

Ниже дано СЕМЬ заданий. Пожалуйста, решите любые ПЯТЬ, которые вы сами выберете.

ЗАДАНИЕ №1.

В кафе на Уране встречаются 6 инопланетян: Пич, Сэм, Мэй, Рик, Унк и Айк. Они прилетели с трех планет – Харш, Вида и Эйнс, по двое с каждой планеты. У жителя каждой планеты уникальная внешность – каждый из них имеет 2 либо 4 глаза, высокий либо низкий голос, наличие/отсутствие аллергии на лактозу, наличие/отсутствие необходимости питаться обычной земной едой. Жители с одной планеты выглядят одинаково. 
На Харше и Эйнсе все двухглазые. Рик и Сэм с разных планет. У Сэма 2 глаза, в отличие от Мэя. Унк немного опаздывает, и пока друзья ждут его, Айк и Пич заказали по молочному коктейлю, остальные отказались от него. Только у жителей Эйнса короткие голосовые складки и отсутствует надгортанник. У двухглазых нет аллергии на лактозу. 
Унк все еще немного опаздывает. Скажите, как выглядит Унк, с какой он планеты? А также опишите внешность жителя каждой планеты. Удачи!

ЗАДАНИЕ №2.

Значительная часть исследований в области молекулярной генетики и биоинженерии ведётся на модельных организмах - видах, давно используемых в лабораторной практике (например, бактерия E. coli, муха Drosophila melanogaster, червь C. elegans, растение Arabidopsis thaliana). В чём преимущество использования модельных организмов во всех лабораториях и в чём принципиальные недостатки?

ЗАДАНИЕ №3

Недавно российские учёные обнаружили, что амёба протей (классический школьный пример) имеет непостоянное количество хромосом. Перед делением число хромосом становится небольшим и строго диплоидным, а вот в течение продолжительной интерфазы число хромосом заметно возрастает, причём одних хромосом может быть заметно больше, чем других. Кроме того, эти амёбы, по всей видимости, не способны к половому процессу. Как может происходить подобное увеличение числа хромосом и какие цели это может преследовать?

ЗАДАНИЕ №4.

Не секрет, что на наш организм постоянно покушаются микробы. 

1) Как наша иммунная система может опознать болезнетворных бактерий, к которым нет приобретённого иммунитета и как бактерии мешают ей в этом?

2) Внимательно изучите картинку и сделайте подписи к цифрам. Словарь терминов: дисульфидный мостик, вариабельные участки, сайт связывания с антигеном, лёгкая цепь, константный участки, тяжёлая цепь.

ЗАДАНИЕ №5.

Рецензия статей в науке - очень ответственное дело, которым занимаются многие учёные. Оно заключается в критическом, даже придирчивом, прочтении чужого исследования. Попробуйте дать рецензию на следующее исследование, указав на недостатки в постановке экспериментов или интерпретации результатов, а также можете предложить эксперименты, которые помогут проверить предложенные гипотезы. Китайские учёные выделили РНК из опухолей лёгких десяти пациентов с онкологией на терминальной стадии, и из 500 образцов лёгких людей с лёгкими без заметных патологий. Далее определили последовательности всех РНК и обнаружили, что одной из некодирующих РНК (такие РНК не кодируют белки, но могут иметь другие функции) обнаруживается в 50 раз больше в образцах больных раком пациентов, по сравнению со здоровыми (оценивается среднее арифметическое количество каждой РНК). Авторы исследования предполагают, что повышение транскрипции РНК и привело к злокачественному заболеванию. Далее они обнаружили, что эта РНК имеет последовательность нуклеотидов, похожую на регуляторную область около промотора гена-онкосупрессора. По всей видимости, пишут они, активатор гена-онкосупрессора может связывать не только его промотор, но и эту некодирующую РНК. Поэтому, когда РНК становится больше, в клетке остаётся меньше свободного активатора гена-онкосупрессора и поэтому транскрипция онкосупрессора падает.


ЗАДАНИЕ №6.

В ЛОР-отделении по поводу хронического левостороннего эпимезотимпанита лечится мужчина, 50 лет. Пациент имеет вес 97 кг при росте 175 см. Помимо основного лечения (послеоперационное, не требует уточнения в данной задаче) получает также глибенкламид. Заболевание, по поводу которого пациент принимает глибенкламид, появилось у него три года назад. Чем болеет пациент? По каким признакам, указанным в условии задачи, можно заподозрить у него это заболевание? Какие еще признаки для него характерны? Объясните, почему помогает используемый пациентом препарат.

Данное заболевание имеет два клинических типа - один из них описан в задаче. Как можно подробнее сравните его с другим типом. Объясните различия в подходах к лечению.

ЗАДАНИЕ №7.

В биоценозах живые организмы вступают между собой в различные взаимоотношения, которые можно описать следующим образом (цит. по Г.Ю. Ризниченко, А.Б Рубин, «Математические методы…», 2019[1]):

​Здесь справа – названия типов взаимодействий, а слева – то, что получает каждый из двух участников (условно «выгода», «вред», «ничего»).

В сообществе все виды тесно связаны сложной сетью взаимоотношений. Их можно описать с помощью различных схем. Например, советский физик Ю.М. Свирежев (1975) предлагает использовать для этой цели графы (цит. по [1], с изменениями):

Это сообщество из 6 популяций разных видов (кружочки 1-6), вступающих в различные взаимоотношения (стрелочки с подписями знаков взаимодействия, соединяющие кружки).


Предложите модель такого сообщества из набора реальных видов. Кто будет находиться на какой ступени пищевой пирамиды? В какие абиотические условия вы поместите своё сообщество? Можете дать письменный ответ в поле ниже, либо прикрепить файл с ответом.

keyboard_arrow_leftPrevious
Nextkeyboard_arrow_right
FormCraft - WordPress form builder