Лекторий “Ароморфоз” – это проект Института передачи биологических знаний совместно с Зоологическим музеем МГУ им. М.В. Ломоносова.
Что такое “Ароморфоз”?
Лекторий «Ароморфоз» – это глубокое погружение в одну из биологических тем за один день в рамках экспресс-курса. Длительность курса варьируется: от 1,5х2 ч до 1,5х4 ч (2 дня по две пары).
С 2017 года мы организовали 4 экспресс-курса в Зоологическом музее МГУ в 2017-2018 годах.
Что дают эти занятия?
Это и подготовка к ОГЭ или ЕГЭ по биологии, к вступительным экзаменам в ВУЗ, решение нестандартных олимпиадных заданий и расширение кругозора.
Научиться решать однотипные тесты легко. Такое приспособление сродни идиоадаптации – что-то изменилось, но уровень остался прежним. Но разве соответствие ответов формальным требованиям сравнится с восторгом от понимания сложной, но захватывающей темы? Однако ароморфоз – настоящий эволюционный прорыв – то, что действительно нужно!
Лекторий «Ароморфоз» – это экспресс-курсы по достаточно узким (для того, чтобы необходимая информация успешно зафиксировалась в ваших головах) разделам биологии, безумно интересным и часто встречающимся на олимпиадах. За эти занятия можно подтянуть хромающую тему и выйти на качественно новый уровень понимания.
Курсы проводят яркие молодые Ферменты-преподаватели, являвшиеся в школьную и университетскую бытность победителями и призёрами всероссийских и международных олимпиад и студенческих универсиад. Преподаватели готовы ответить на все ваши вопросы, а их лекции щедро приправлены юмором, яркими примерами и жизненными ассоциациями.
Мы провели несколько таких лекториев.
1. «Жизненные циклы и разнообразие личиночных стадий беспозвоночных-паразитов».
Лектор: Вера Емельяненко – серебряный призёр международной биологической олимпиады 2015 года, выпускница кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, победительница Международной биологической универсиады; Фермент БиоШколы Пилигрим; принимает участие в научной стажировке в IST Austria в качестве scientific intern.

Программа курса включала:
-жизненные циклы и особенности биологии одноклеточных паразитов;
-жизнь и хитросплетения судьбы многоклеточных паразитов;
-интригующее разнообразие личинок непаразитических беспозвоночных в связи с краткой характеристикой этих типов.




2. «Оптические иллюзии». Как наш мозг дошёл то такого?”
Лектор: Сергей Лопатин, кафедра высшей нервной деятельности биологического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова; преподаватель биологии в школе “Интеллектуал” и в ГБОУ Школе имени Маршала В. И. Чуйкова.
Этот курс о том, почему мозг начинает путаться при рассматривании простых рисунков: статичное изображение на глазах начинает вращаться, цвет – меняться, а плоское становится объёмным. Слушатели узнали, как мозг воспринимает движение и предсказывает будущее, и как мы докатились до жизни такой (спойлер: по вине эволюции).
3. Олимпиадная генетика
Лектор: Никита Алкин – призёр XXX и победитель XXXI Всероссийской олимпиады школьников по биологии; обладатель золотой медали XXVI Международной биологической олимпиады; абсолютный победитель VII Международной биологической олимпиады; педагог дополнительного образования Государственного образовательного учреждения «Центр педагогического мастерства»; методист кафедры химии и биологии онлайн-школы «Фоксфорд»; член Методической комиссии ВОШ по биологии.

Никита рассказал ребятам об аллельном и неаллельном взаимодействии генов, механизмах определения пола у различных животных, сцепленном наследовании, о популяционной генетике, тетрадном анализе и коэффициенте инбридинга. Слушатели научились пользоваться методами математической статистики при наличии отклонений реальных экспериментальных данных в задачах от идеальных математических моделей. Лектор решил с участниками почти два десятка задач – в том числе, про серповидноклеточную анемию и малярию, морганиды, окраску берёзовых пядениц и попугаев.
4. «Грибы и их жизненные циклы: от фитофторы до подосиновика»
Лектор: Вера Емельяненко – серебряный призёр международной биологической олимпиады 2015 года, выпускница кафедры зоологии беспозвоночных биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, победительница Международной биологической универсиады; Фермент БиоШколы Пилигрим; принимает участие в научной стажировке в IST Austria в качестве scientific intern

Участники лектория детально рассмотрели нюансы и особенности микологии, плохо освещённые в школьной программе и тем не менее значимые при участии в олимпиадах.
Ребята разобрали, кто такие грибы и похожие на них организмы, на какие систематические группы их разделяют и, самое главное, какие у них бывают жизненные циклы. Узнали, чем отличаются жизненные циклы разных паразитических и свободноживущих грибов: чем отличаются разные виды спор, что такое телеоморфа и почему некоторые грибы пренебрежительно называют “несовершенными”. Кроме этого, выяснили, почему грибы так часто растут под деревьями и почему некоторые растения без них жить не могут, почему дрожжи нельзя назвать систематической группой, зато можно использовать для получения пива, кефира и теста (и не очень приятных заболеваний). А также поговорили о том, как грибы иногда могут менять историю целых стран, то вызывая страшный голод, то позволяя получать антибиотики.